Хроники школьного психолога Прием «Кластеры»

Хроники школьного психолога Прием «Кластеры»

От автора: Модифицированный вариант исходного продукта, суть которого направлена на развитие критического мышления, при выполнении определенного вида работ, направленных на формирование индивидуальных навыков в мышлении. Может быть использован в фазе формирования отношений между терапевтом и клиентом/группой, последующей рефлексии или анализе чувств/качеств/состояний и т.д.

Прием «Кластеры» 

Модифицированный вариант исходного продукта, автором которого является Гудлат, суть которого направлена на развитие критического мышления, при выполнении определенного вида работ, направленных на формирование индивидуальных навыков в мышлении. Может быть использован в фазе формирования отношений между терапевтом и клиентом/группой, последующей рефлексии или анализе чувств/качеств/состояний и т.д.

Выделение смысловых единиц информации в графическое оформление в определенном порядке, например, в виде грозди. Делая записи, например, для сбора анамнеза потенциального клиента мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации отдельных блоков информации. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают тогда, когда запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной предварительной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основной информацией в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при формировании запроса на терапию, корректирующее или развивающее занятие, просим предположить, по каким направлениям мы будем работать, применяя те или иные стратегии. Таким образом, потенциальный клиент выходит на собственное целеполагание. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:


Следующим шагом будет задание сделать обобщения и предположения о вероятных причинах и возможных перспективах. Информация записывается в соответствующие ячейки кластера, чтобы разрешить возможные противоречия и разночтения, которые могут возникнуть в ходе предварительной работы или терапии. Это позволит ответить на все вопросы, возникшие при систематизации информации, подтверждении или опровержении предположений, расширить спектр возможных стратегий терапии. 

Большой потенциал этот прием имеет на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей описываемой проблеме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности тех или иных приемов и техник терапии с целой стратегией и возможными результатами. Здесь вероятно укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть/осмыслить качественное влияние определенных приемов терапии. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Можно усилить эту фазу, предоставив группе/клиенту возможность продолжить исследование под наблюдением/самостоятельно, выполнить предложенное задание в той или иной форме, в зависимости от контекста.

В. Косинцев, школьный психолог


WhatsApp