Филон Александрийский. Средневековая педагогика

Филон Александрийский. Средневековая педагогика

От автора: Опыт средневековой школы и педагогики лег в основу

всех современных педагогических систем, составив целый пласт культуры,

основанный на отношениях наставника и ученика.


Средневековая традиция сохранила характерную черту древневосточного педагогического мировоззрения, рассматривая человека в виде неразрывной и несамостоятельной части мироздания, внеся в него самостоятельную волю и психологию индивида.

Если отцы Церкви, отвергающие античный индивидуализм, делали упор на внутреннее воспитание духовной сущности на основе разума, веры и воли, средневековая педагогическая традиция рассматривает эту работу, исходя из понятия моноструктуры, в которой человек, как храм души должен принадлежать одному основополагающему принципу-ядру.

Опыт средневековой школы и педагогики лег в основу всех современных педагогических систем, составив целый пласт культуры, основанный на отношениях наставника и ученика. Регулярная школа формально дополняла эти отношения, поскольку отсутствовала классная система и ученики перенимали пример наставника в непосредственном общении с ним.

Филон Александрийский, иудейско-греческих философ, живший на стыке тысячелетий. Своими сочинениями способствовал идейному переходу от иудаизма к христианству. В его трудах налицо характерное отторжение естественнонаучного и риторического образования и размышление о праведности, морали и символизме. Как считается, описывая установления секты ессеев, предшественников христиан, он способствовал созданию условий для зарождения раннего христианства.

Образование и воспитание у ессеев

«Что касается философии, то логику они оставили охотящимся за словом, а физику, поскольку она выходит за пределы природы человека, - тем, кто витает в облаках, за исключением того в ней, что относится к бытию Бога и происхождению всего сущего. Изучению этики они уделяют очень большое внимание, руководствуясь отеческими законами, которые человеческая душа не смогла бы выдумать без вдохновения свыше.

Законы они изучают во всякое время, особенно же в седьмой день недели. Седьмой день считается священным, и они ничего не делают, только собираются в священных местах, где рассаживаются в подобающем порядке по возрасту, молодые позади старших и готовые внимательно слушать.

Затем кто-нибудь, взяв священные книги, читает вслух, а другой, из наиболее сведущих, выступив вперед, разъясняет трудные места. Они философствуют по большей части с помощью символического толкования со рвением.

Они обучаются благочестию, святости, справедливости, домоводству и гражданственности, познанию того, что полезно, вредно или безразлично для истины, умению выбрать то, что нужно и избежать вредного».

Филон Александрийский. О том, что каждый добродетельный свободен. 



Косинцев Владимир, педагог-психолог

WhatsApp